Главная » Лента блога » Перфекционизм 6 — будни врача

Перфекционизм 6 — будни врача

Горе материКогда меня распределили после ВУЗа на Тамбовщину, моя сестра написала мне в письме пожелание, чтобы хоть с лекарствами было хорошо. Чтобы кроме анальгина и горчичников, было чем лечить детей. С лекарствами было, мягко сказать, плохо. Бывало, не хватало растворов для капельниц. Антибиотиков было 2-3 в наличии. Тогда я узнала, что есть «больной» пенициллин — калиевая соль и обычный — натриевая соль.  А остальное нужно было запрашивать на тяжёлых детей в области.

Хорошо, если запрошенное лекарство попадёт к ребёнку через сутки по санитарной авиации, чаще это было 2 суток ожидания. И бывало, ребёнок не дожидался лекарства и умирал. И ещё родители и врачи «доставали» антибиотики у ветеринарных врачей. Для животных на фермах отпускалось больше лекарств, чем для людей. Там мы выпрашивали «не больной» пенициллин для детей.

После первой в моей практике смерти ребёнка я после бессонной ночи докладывала на ежедневной утренней планёрке состояние дел. И я не смогла говорить, вышла и нарыдалась за углом от отчаяния и беспомощности. Потом меня встретил одногодка-хирург и сказал: «Вера Васильевна, что ж Вы так переживаете? На Вас лица нет!». Какая косметика, какое лицо! Это горе матери, горе врача, державшего на руках ребёнка до последней секунды его жизни.

Это был ребёнок около года с менингококцемией. Это заразное очень тяжёлое инфекционное заболевание с вовлечением мозга. Когда уже все меры для спасения приняты, и остаётся надежда только на внутренние резервы ребёнка, а он всё-равно ухудшается, то врачу надо иметь стальные нервы. Когда уже в момент агонии введены внутрисердечные средства, то остаётся только непрямой массаж сердца и дыхание «рот-в-рот», потому что аппарата искусственного дыхания не было. Вот и каждый раз рискуешь собственной жизнью рядом с тяжёлым ребёнком, частично умирая вместе с ним и его мамой.

Наверное, и оттуда — «синдром отличницы» — желание сделать настолько хорошо, насколько я могу в той ситуации. 

Ведь и так себя не прощаешь за каждую смерть, а если не всё предпринял, то нет себе прощения никогда. Вот таких детей, умерших прямо при мне, было достаточно, чтобы помнить о них всю жизнь.

Когда мне предлагали должность районного педиатра, заместитель главного врача — женщина — сказала примерно так: «Мы понаблюдали за Вашей работой, вы очень квалифицированный специалист, и за детей вы переживаете. У Вас получится».

А Вам нравится педиатр, который переживает за Вашего ребёнка или он должен холодно делать свою работу, закрыв сердце и душу на замок?
TEXT.RU - 100.00%

8 комментариев

  1. Ваша статья, Вера, меня глубоко взволновала. И ответить на ваш вопрос в окончании статьи однозначно невозможно. Я могу только рассуждать на эту тему. С одной стороны, что толку от врача, который искренне сопереживает Вашему горю в болезни ребенка, но не имеет знаний, чтобы реально помочь ему. А с другой стороны, несмотря на профессионализм врача, очень трудно поверить ему, если он холоден и безразличен. В идеале нужно сочетание знания+сопереживание.

    • Вера Завершинская

      Спасибо за внимание! Конечно, нужно и знание, и сопереживание. Только не всегда по молодости хватало на всё сил. Ещё не было большого практического опыта за плечами, отсюда и такие переживания.

  2. я думаю, что перфекционизм, от которого нас так пытаются отучить в современном мире — необходимый, неминуемый «побочный эффект» советского врача. так мы выросли. так мы работали. и ничего плохого я в этом не вижу. если я не сделала максимально, что могла — как же жить потом?

    • Вера Завершинская

      Спасибо, Нехама!
      Вот что значит — коллега! Понимаете. Об этом не думают, пока не касается собственного здоровья. Тогда хотят лучшего врача, чтобы и лечил хорошо и оперировал без осложнений…
      Я вот тоже никак не могу из себя изжить этот «синдром отличницы». А надо ли?
      Это же моя жизнь!!!!!!

  3. Абсолютно с вами согласна! Без перфекционизма рождается «пофигизм», а его вокруг и так слишком много.

Ответить

Ваш e-mail не будет публиковаться Required fields are marked *

*